«Ирод указывал на то свое, дарованное ему самим Цезарем право, в силу которого он перед смертью вовсе не был обязан отдать царство тому или другому сыну, но пользовался правом свободной передачи престола тому из сыновей своих, которого он сочтет по его преданности ему наиболее достойным».
Иосиф Флавий, «Иудейские древности»
читать дальшеВ книге «Конец истории и последний человек» Фрэнсис Фукуяма утверждает, что социокультурная эволюция человечества закончена. Достигнута её конечная стадия - либеральная демократия, с соответствующей формой правительства. Так это или нет, покажет время.
Каждой исторической эпохе, каждому этапу соответствовала определённая психология и ментальность людей. И нам сегодняшним, живущих в эпоху если не фактического то безусловного морального торжества либеральной демократии очень трудно понять тех, кто руководствовался принципом: «Король умер. Да здравствует король!»
Т.е. умом мы, конечно, понимаем, что такое монархия и престолонаследие, но всё же в «Короле Лире» большинству современных зрителей «человеческие» отношения между героями интереснее короны.
Создатели фильма «Тор» это прекрасно понимали.
«И сделать настоящую историю об отце и двух сыновьях, что-то такое, с чем люди чувствовали бы связь. Мы с Кеном говорили об отсылках к Шекспиру, отношениях между отцом и сыновьями, между братьями, как нам вывести всё это».
«Думаю, то, что происходит за закрытыми дверьми в семье связанной происходящими событиями по сути драматично, ведь так много поставлено на карту. Мы осознаём, что в каждой семье есть множество сложностей и конфликтов, в любой семье на свете».
«…подсознательно Локи очень сильно нуждается в одобрении и статусе. В том смысле, что Локи узнал, что он брошенный сын Лафея, узнал, что ему нет места в Асгарде. Он чувствует себя нелюбимым, покинутым и одиноким. Он был отвергнут Одином и всей семьёй».
Из интервью Тома Хидлстона
Что ж, Канет Брана прекрасно справился со своей задачей, трагедия венценосной семьи мало кого оставила равнодушным. Нелюбимый, покинутый и одинокий Локи и вовсе стал краеугольным камнем целого фандома.
Но что, если чуть удалиться? Шаг назад, чуть меньший масштаб. Личные драмы, любовь и нелюбовь находят отзыв в каждом, но всё это вертится вокруг главного, вокруг трона.
Как же выглядит вся эта история, если масштаб приближения будет на уровне параграфа в школьном учебнике истории?
Опустим пока интригу Локи до коронации.
Итак, у нас есть принц, объявленный наследником, более того, отец собирается передать ему трон ещё при жизни, добровольно уйдя на пенсию. Это, прошу заметить, довольно необычный шаг для царя.
В последний момент добровольная передача власти не происходит, коронация сорвана. И тут же обостряется внешнеполитический конфликт. Наследный принц выступает за силовое решение, старый царь считает целесообразным придерживаться статуса кво. При этом наследник считает себя уже вполне вступившим в права правителем, его отцу приходится прямо указать ему на его место: «Ты ещё не царь».
Не смотря на это, наследник предпринимает самостоятельные действия против давних врагов. Не очень удачно, от верной гибели его отряд спасает старый царь. После этого, вместо того, чтобы смиренно повинится, наследный принц открыто грубит своему царю. Он считает, что он в своём праве, он действовал для укрепления своей власти. «Йотуны должны научиться боятся меня, как когда-то они боялись тебя».
И что же делает старый царь? Ссылает сына на задворки мира, без сил, без средств, без сопровождения.
Что всё это время делает младший принц? Молчит. Он ни разу не высказал своё мнение царю. Только в личной доверительной беседе брату. Вслух же он произносил только политически грамотные речи.
Что на самом деле сделал Один сослав Тора?
Мы видим в этом воспитательную работу, Тор должен научиться ценить мир и чужие жизни. Это, конечно, так, но вообще-то ссылка сына, а тем более наследного принца к чёрту на рога для царей вещь довольно обычная.
«Со (дня) их рождения должен Царь наблюдать за своими сыновьями, ибо царские сыновья подобны ракам: они пожирают своего родителя. Если у них не появится любовь к отцу, то лучше их тайно убить - так говорит Бхарадваджа».
«Сына, который его не любит, или любимого, но единственного сына пусть Царь заключит в оковы. Если у Царя много сыновей, то пусть он пошлет (такого сына) на границу или в другую страну, где не будет пищи, товаров и где (при царевиче) не возникнет волнений. Если он будет умен, пусть Царь назначит его военачальником или наследником престола».
Артхашастра
Сколько раз в человеческой истории случалось так, что наследный принц устал ждать смерти царственного отца? Иногда свергнутого отца милостиво заключали в темницу или под домашний арест, но чаще убивали тихо и по возможности бескровно, прибегнув к помощи яда. Наиболее частой была комбинация из низложения царя и последовавшая за этим в течении нескольких месяцев смерть венценосного пенсионера.
Так зачем же Один сослал Тора? Было ли это просто наказанием? И что было бы, ограничься Один словесной выволочкой?
Идём дальше. Тор сослан, наследником автоматически становится Локи. Практически сразу Один впадает в сон имени себя, и Локи занимает трон.
После этого Локи навещает опального брата, они разговаривают и всё.
Но буквально спустя одну ночь происходит измена: миньоны ссыльного наследника тайно отправляются к своему господину.
Локи отправляет вслед за изменниками Разрушителя, с приказом «Уничтожь там всё». Но на прямое убийство брата всё же не решается до последнего. Железный гигант бьёт Тора плашмя рукой, вместо того, чтобы поджарить как барбекю. Но смертному телу это оказалось вполне достаточно.
В то время как фандом вопрошает «Как мог Локи пытаться убить собственного брата?» и отвечает, что то была истерика и явное помешательство, я задумываюсь, почему он не убил его ещё в первый визит?
«Большинство законоведов заявило, что те из моих сыновей и внуков, которые будут вступать на престол, будут иметь право убивать своих братьев, чтобы всемерно обеспечить внутреннее спокойствие. Этим правилом должны руководствоваться будущие султаны».
Мехмед II, «Канун-наме»
«Как было организовано само престолонаследие (в османской империи)? Поначалу – фактически никак. Не было закона, который однозначно закреплял бы право наследования по принципу старшинства. … На практике это означало одно – побеждал сильнейший. Почти каждый переход власти сопровождался смутой, в которой неизменно одерживал верх наиболее решительный и беспощадный из принцев. Это был в полном смысле этого слова «естественный отбор» внутри правящей династии».
fenrus_02
«Братья, отчего у вас в глазах помимо скорби страх? Наш двор - английский, а не турецкий двор».
Вильям Шекспир, «Король Генрих IV»
Какой он, двор Асгарда? Английский или турецкий?
Мы не знаем.
И ещё: во всей этой истории у меня лично есть ровно два вопроса.
1. Чего именно хотел добиться Локи свой интригой с йотунами в предверьи коронации Тора?
2. Почему в Мстителях Локи торгуется с чатаури по поводу Мидгарда, почему не Асгарда? Ведь это же классика – свергнутый правитель отправляется за помощью к соседям и силой их мечей возвращает себе трон. Всемирная история знает тысячи и тысячи таких примеров. Вот просто на вскидку: древний Рим, римляне изгоняют своего царя Тарквиния Гордого. И что же делает Тарквиний? Бежит к соседям этрускам и убеждает их царя Ларс Порсена осадить Рим, чтобы вернуть ему, Тарквинию, трон. Ну, а дальше вы знаете, Муций Сцевола, всё красиво и трагично, пафос и республика.
Это я к тому, что странно как-то всё сложилось у Локи с Чатаури. Он прямо говорит из лидеру, что был царём, законным правителем, и был предан. Но всё, что смог выторговать для себя Локи это Мидгард. А чатаури рассчитывают при помощи тесаракта прибрать к рукам вообще всю вселенную, явно не исключая Асгард. Сделка тут явно неравноценная, и со стороны Локи едва ли добровольная. Хотя я встречала в фандоме и другие мнения.
А вот по поводу первого у меня есть некоторые соображения.
В своё время после выхода я прочитала статью "Очень хороший сценарий – Почему Локи победил в «Мстителях». В ней автор пытался меня убедить в том, что Локи в Мстителях провернул идеальный гамбит Танатоса.
«... гамбит Танатоса – это план, который буквально не может провалиться, потому что злодей все равно выигрывает, независимо от того, выиграл он или проиграл. Это сценарий по типу «Я все это время хотел, чтобы ты меня победил», в котором победа над злодеем все равно значит, что герой проигрывает. И дело здесь не в перемене планов для того, чтобы компенсировать и не в удаче, а в том, что в плане изначально продуман каждый возможный исход, который приведет к тому, что хочет злодей».
Насчёт "Мстителей" я с этим не согласна, а вот интрига Локи перед коронацией Тора мне видится попыткой разыграть именно такую партию. И всё бы получилось, вот только не учёл наш герой своего внезапно йотунского происхождения.
Представим на мгновение, чтобы было, если бы Тор был коронован, и никакой провокации от йотунов не последовало бы.
Тор стал бы царём, на него легла бы ответственность и каждодневные обязанности, а Один был бы рядом и следил, как сын справляется. А когда бы Тор зарвался, а он бы зарвался – он бы тебя осадил и не дал наделать глупостей. Или дал бы, но не серьёзных, так чтобы потом Тор бы сам всё разгребал. А он бы помог в случае чего мудрым советом. Тор бы царствовал, но правил бы по прежнему Один, хоть и чужими руками. Всё было бы сделано тонко, ювелирно, Тор, пожалуй, даже бы не понял, что отец им манипулирует.
А теперь представим, чтобы было, если бы Тор был коронован, а йотунов обнаружили в сокровищинице уже после этого. Вот буквально пару мгновений спустя.
Тор решает напасть на Йотунхейм, Один ему запрещает, они самозабвенно ругаются, отец угрожает сыну страшными проклятиями, и дальше, собственно, есть, только два пути.
Либо Тор, хоть и будучи царём Асгарда, не решаешься нарушить отцовское слово. Что ж, отныне правила игры были бы ему вполне понятны. Он был бы унижен как никогда.
Либо, что куда вероятней – Тор всё же нападает на Йотунхейм, отодвинув отца в сторону. Он теперь царь Асгарда и слова «старого дурака с больной головой» его не очень-то трогают. Один видит, как все его усилия , всё, о чём заботелся за долгие годы своего царствования в одночасье идут прахом, понимает, что очень сильно просчитался, решив сделать царём Тора, и вспоминает, что у него вообще-то есть ещё один сын. На первый взгляд менять что-либо уже поздно. А впрочем, кто сказал, что поздно? Пока жив Один ничего не поздно. Добровольно ушедшим на пенсию правителям случалось и возвращаться.
Эта реконструкция мотивов Локи кажется мне верной хотя бы потому, что она идеально объсняет его поведение в первой половине фильма «Тор». То, зачем он аккуратно подтолкнул Тора отправится в Йотунхейм, почему молчал во время всех перебранок между отцом и братом. Изначальный план ведь почти сорвался, йотуны пришли чуть раньше, коронацию начали чуть позже, какие-то минуты и увы. Но ничего, так может даже и лучше, теперь Тор и вовсе не коронован. А гонору уже на двух царей хватит. Исходя из тех карт, что выпали, Локи разыграл всё идеально, в итоге Тор изгнан, а он стал наследником, ещё и трон занял чуть ли не в тот же день. Вот только он оказывается, вовсе не сын Одина по крови. И как бы не был плох Тор, и как бы не был хорош Локи, Один никогда бы не посадил на трон Асгарда ледяного великана. И тут Остапа понесло.
В финале фильма «Тор» Локи на грани истерики кричит, что ему не нужен был трон, он всего лишь хотел быть равным брату. Но он явно уже и сам во всём окончательно запутался. Ведь буквально за минуту до этого он говорил, что когда отец проснётся и увидит какой Локи молодец, он станет истинным наследником трона. Цели и средства явно перепутаны, но ясно, что в итоге всё равно всё сводится к трону.
В комиксах это, кстати, куда очевидней.
В основной вселенной Земля 616 Локи с самого начала знает, что он приёмный и на престол не претендует. Он плетёт интриги, строит козни против Тора, он чего только не устраивает, один раз даже во время Рагнарёка прямо берёт власть свои руки, но это именно что узурпация, законных претензий на корону с его стороны нет. Локи мыслит себя серым кардиналом, он и ведёт себя так, и в итоге устраивает Осаду. Потом, по мере развития сюжета Тор решает, что корона для него слишком тяжела, пусть лучше правит Бальдер, или вот Один очень кстати из Вальгалы вернулся. Так что в конце концов мы видим уже просто отношения двух братьев, отягощённые близостью к трону, но всё же трон не становится между ними. Нужно спасать Асгард от очередного Рагнарёка, это да, но в вопросе престолонаследия они друг другу не конкуренты.
В Ultimates-вселенной всё ровно наоборот. Хотя казалось бы, это единственный канон, в котором Тор и Локи родные братья по крови. У них разные матери, но они оба – сыновья Одина. И что мы видим? Локи не дрогнувшей рукой убивает родного брата Бальдера, нападает на отца, потом делает всё, чтобы покончить с Тором. Сюжет, будто сошедший со страниц из учебника истории древнего мира. Или стран Азии и Африки. Хотя и в средневековой Европе такого было навалом. Собственно, Ultimates-вселенную и стремились сделать более правдоподобной, приближенной к муви-версу.
Вывод из всего этого у меня только один, и весьма банальный: трон братской любви решительно мешает. Чем дальше братья от трона, тем лучше. Причём оба.